В рамках дней иранской культуры в библиотеке Art Lane c 5 по 6 апреля состоялся цикл лекции. 

  1. “Культурная политика династии Пехлеви и создание музея современного искусства в Тегеране (tmoca)”.

В конце XIX – начале ХХ в. Иран, во многом благодаря достижениям западных учёных, осознаёт себя как наследника древней цивилизации.

Придя к власти в 1925 г., Реза-шах Пехлеви, основатель новой династии, взял курс на модернизацию Ирана, превращение страны в современное светское национальное государство. Культурная политика шаха была направлена на распространение идей о великом доисламском прошлом Ирана. Одним из важных шагов, предпринятых в этом направлении, стало создание первого в стране музея – Музея Древнего Ирана.

Сын и преемник Реза-шаха, Мохаммад Реза Пехлеви, продолжил курс на превращение страны в достойного и самостоятельного партнёра западных стран. В культурной политике эта тенденция первоначально проявилась в стремлении выкупить у западных коллекционеров произведения иранского искусства и вернуть их в страну, а затем и в желании познакомить иранцев с современным искусством Запада и способствовать развитию художественных галерей внутри страны.

Под руководством третьей супруги шаха, Фарах Пехлеви, началось создание коллекции будущего Музея современного искусства, который на момент своего открытия в 1977 г. входил в число четырёх наиболее полных и репрезентативных коллекций послевоенного искусства и до сих пор остаётся крупнейшим собранием современного западного искусства за пределами Европы и Америки. Основная часть лекции будет посвящена истории создания Музея и формирования его коллекции, а также его судьбе после Исламской революции 1979 г.

В 1973 г. Иран становится вторым самым крупным экспортером нефти в мире. В последующие пять лет Шах Реза Пехлеви инвестировал  $98.2 миллиардов  прибыли от продаж нефти в экономику и культуру страны.

В 1974 г. Отдельный офис императрицы Фарах располагал бюджетом  $ 5 млн. «Мы вели переговоры с аукционными домами Sotheby’s и Christie’s, музеем Метрополитэн и фондом Beyeler и Фондом Maeght.

Посол Ирана в ООН и наши советники были в постоянном контакте с нами, помогая нам в выборе произведений. Национальная нефтяная компания Ирана оплачивала покупку произведений искусства». Фарах Пехлеви неоднократно сама посещала мастерские художников в Париже, была знакома с Шагалом, Дали и Уорхолом.

Сегодня коллекция музея, не потерявшая своей целостности и охватывающая работы Фрэнсиса Бэйкона, Альберто Джакометти, Пабло Пикассо, Джексона Поллока, Ренуара, Марка Ротко, Рене Магритта, оценивается по некоторым подсчетам в £2.35 миллиардов.

ЛЕКТОР – ЕВГЕНИЯ НИКИТЕНКО (Москва)

Кандидат исторических наук, Институт классического Востока и Античности при Национальном исследовательском университете “Высшая школа экономики”.

  1. PUBLIC TALK «К великой цивилизации»: династия Пехлеви и модернизация Ирана. Приурочено к презентации альбома Iran Modern.

Взойдя на престол в 1925 году и дав начало новой династии Пехлеви шах Реза провозгласил курс на превращение Ирана в современное государство. Его масштабный план включал в себя не только увеличение военной мощи страны, экономические и политические преобразования, но и трансформацию иранского общества.

Правитель полагал, что «отсталая восточная страна» должна стать достойным наследником династии Ахеменидов, построивших огромную империю и являвшихся главной силой в этом регионе. Его наследник Мохаммад Реза поставил перед собой еще более амбициозную задачу – по его замыслу, описанному в книге «К великой цивилизации», Иран должен был в скором времени войти в число ведущих стран мира и тем самым вновь обрести былое могущество.

Полномасштабная модернизация, затронувшая все сферы жизни иранцев и проводившаяся подчас жесткими авторитарными методами, незамедлительно вызвала и реакцию на перемены. О претворении в жизнь планов правителей из династии Пехлеви и о тех, кто противостоял им, будет рассказано в лекции

ЛЕКТОР – МАКСИМ АЛОНЦЕВ (Москва).   

Окончил Институт восточных культур и античности РГГУ (2010 год), аспирантуру в Институте восточных культур и античности (2013 год).

  1. PUBLIC TALK «Персидская поэзия и ее царственные покровители», приуроченная к ПРЕЗЕНТАЦИИ альбома IRAN MODERN (ASSOULINE) и роскошного поэтического сборника Омара Хайама.

 

Нас ждет интересный рассказ о средневековой поэзии Ирана, одной из богатейших лирических традиций в мировой литературе, и о придворной культуре, в рамках которой она зародилась и процветала. Покровительство наукам и искусствам входило в число обязанностей правителей, а справлялись они со своими обязанностями по-разному, о чем сохранилось множество историй, как веселых, так и печальных.

В них поэтам отведены роли красноречивых восхвалителей шаха и его отважных и мудрых наставников, а шаху ‒ роли заказчика стихов, искушенного или невежественного критика, щедрого, а порой – и скупого мецената.

Придворные стихотворцы состояли в «ведомстве поэзии», возглавляемом «Царем поэтов» (малик аш-шуʻара), стихи исполнялись в музыкальном сопровождении на царских пирах ‒ маджлисах, а над изготовлением книг трудились в придворных мастерских каллиграфы и художники-миниатюристы.

Поэтому при поддержке правителей развивались и тесно связанные с поэзией искусства ‒ музыка и книжная миниатюра, а меценатство и покровительство искусствам культивировалось при дворах большинства новоиранских династий, от Саманидов до Пехлеви.

ЧИТАЕТ НАТАЛЬЯ ЧАЛИСОВА (Москва).

главный научный сотрудник Института классического Востока и античности ВШЭ (Москва). Член Европейского общества иранистов Societas Iranologica Europaea, участник международных конференций по иранистическим исследованиям.