17 мая, 2019

Public talk. Рене Магритт. Рисунок и письмо  – искусство ХХ века в контексте исламской культуры.

Эта экспериментальная лекция посвящена  малоизученной теме отражения и влияния   исламской культуры  на развитие художественных процессов в ХХ веке.

Главным героем лекции станет Рене Магритт, который в своём искусстве постоянно исследовал отношения между изображением и текстом и всегда отрицал конечность образов. Критики уже обратили внимание на то, что проблематика Магритта перекликается с пониманием образа и текста в исламской культуре.  Но эта тема не исчерпывается только одним Магриттом, поскольку перекодирование образа через текст осуществляется уже в практике его предшественников: Гийома Аполлинера, Райля Дюфи, Жоржа Брака, Пауля Клее и, конечно, Анри Матисса,   который развивал свою систему на основе впечатлений от культуры Марокко.

Во второй половине ХХ века идеи Магритта получают развитие в практике американских концептуалистов, которые зачастую полностью заменяют изображения текстами или в широком смысле «идеями».  После концептуализма любое изображение в  современном искусстве так или иначе опосредовано через текст.

Лекция завершится обзором опытом вхождения в современное искусство художников из мусульманского мира.

 

18 мая, 2019

Public talk. Кто такой куратор и зачем он нужен?

Из художественных профессий  новейшего времени куратор как посредник между миром искусства и публикой появляется гораздо позже, чем, например,  музыкальный дирижёр или театральный режиссер.

Во второй половине ХХ века, когда искусство проходит индустриализацию  и оформляется в отдельный общественный институт, куратор становится ключевой фигурой не только в демонстрации, но также и в производстве искусства.  Какие роли он играет и какие функции выполняет?

Лекция посвящена обзору кураторских практик в период с 1960-х до настоящего времени, а также анализу различий между институциональным «музейным» и «свободным» кураторством.

 

Спикер – Кирилл Светляков
Кирилл Светляков — заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи, искусствовед, исследователь, писатель.

В 2011 году получил премию Сергея Курёхина в номинации «Лучший кураторский проект» за выставку «Заложники пустоты», прошедшую в рамках IV Московской биеннале современного искусства.

Выставка «Оттепель» в Третьяковской галерее на Крымском Валу вызвала широкий общественный резонанс.

Участник Экспертного Совета Российского инвестиционного художественного рейтинга 49ART.

Директор Учебно-научного центра по изучению русской культуры ХХ века им. А.Г. Тышлера при факультете истории искусства РГГУ

Кирилл Светляков многократно упоминается в списках самых влиятельных людей в российском искусстве по версии изданий «Артхроника», «Артгид», «The Art Newspaper Russia».